Англия

Серебрянные изделия Англии

В искусстве Англии XVII века еще очень заметна связь с континентальной художественной культурой. Но основным фактором, определившим характер английской культуры второй половины XVII и XVIII века, была победа буржуазной революции 1640-1660 годов, ускорившей в стране развитие капиталистических отношений. Требования и вкусы буржуазии, завоевавшей себе право на активное участие в экономической и социальной жизни страны, начинают играть все более значительную роль в формировании английской художественной культуры. Они сказались и на развитии искусства, в том числе прикладного.
Серебряных дел мастерство в Англии издавна относится к одному из наиболее развитых видов художественного ремесла.
В XVII веке серебряные изделия производятся во многих городах, но расцвета ювелирное искусство достигает лишь во второй половине столетия, после реставрации в 1660 году Стюартов. Стремясь во всем подражать Людовику XIV, Карл II заказывает массивную серебряную посуду и утварь. Произведения английских мастеров этого времени отмечены большой строгостью, спокойствием форм и ясностью орнамента. Значительное влияние на серебряных дел мастерство Англии, как, впрочем, и на другие виды прикладного искусства, оказали переселившиеся из Франции искусные мастера-гугеноты.
XVIII — влияние французских серебряников
серебряный трон императрицы Анны Иоанновны В ювелирном искусстве Англии начала XVIII века значительное место принадлежало французским мастерам – иммигрантам-гугенотам. Самым известным и значительным из них был Поль Ламери, его работы представлены в Эрмитаже. К числу наиболее характерных относится серебряный сосуд для вина в виде высокой вазы с краном. Его сложный силуэт удачен по пропорциям и хорошо согласуется с орнаментом. Ламери сохранил связь с лучшими образцами французского серебряных дел мастерства второй половины ХУН века, хотя его вещам присуща значительно большая монументальность.
Талантливым серебряником был также француз Никола Клозан, изготовивший для русской императрицы Анны Иоанновны серебряный трон, ныне находящийся в Эрмитаже. Однако французские мастера не лишили ювелирное искусство Англии самобытности. Английские серебряные изделия по сравнению с французскими более массивны, но отличаются благородной простотой. Орнаментальные детали хорошо согласованы с формой сосудов, хотя и не сливаются с ней так органично, как в работах прославленных французских ювелиров. Гладкая, лишенная рельефов поверхность часто сочетается с гравированным узором. Некоторая сухость, лаконичность форм в какой-то мере искупается чистотой контуров и строгостью декора.
Распространенной формой серебряных сосудов были лохани для охлаждения бутылок с вином. Шедевром изделий подобного типа может считаться огромный холодильник, исполненный в 1735 году мастером Кендлером по рисунку Генри Джерингема. Произведение Кендлера интересно как очень выразительной композицией, так и тонко выполненными деталями. В напряженной динамике превосходно прочеканенных рельефов и скульптурных фигур сохраняются черты, свойственные позднему барокко.
Разнообразие серебряных изделий
Вообще в этот период изделия из серебра отличались в Англии большим разнообразием. Изготавливались рюмочные и бутылочные передачи, рукомойники, кубки на ножке с двумя ручками и крышкой, блюда, туалетные приборы и многое другое. К середине XVIII века на серебряных изделиях все чаще появляется своеобразно интерпретированный, несколько суховатый орнамент рокайль и китайские мотивы. Крупнейшим серебряником может считаться Николас Спримонт (1716-1771), в его изделиях наиболее ярко проявился стиль рококо.
Торжество классицизма вызвало массовую переплавку вышедшей из моды серебряной посуды и утвари. Сосуды, бытовые и декоративные, воспринимают античные формы и орнамент, но и то и другое подвергается очень тонкой стилизации. На всех вещах лежит печать строгого изящества. Многие из новых моделей исполнялись по рисункам Роберта Адама и Джона Флаксмана. В «стиле Адам» работал ряд ювелиров, в том числе Джон Уейклин, Роберт Шарп, Уильям Тейлор, Николас Дьюми. Также входят в моду серебряные изделия ажурной филигранной работы — корзинки и вазы для фруктов и сладостей, оправы хрустальных солонок, судков для уксуса и масла и т. д. Иногда из подобных ажурных сосудов ком поновались большие настольные украшения, ставившиеся в центре парадно накрытого стола. В конце XVIII века такие изделия выпускал ювелир Роберт Хеннел.
Шеффилдское серебро
Английское серебро широко славилось и за пределами страны. Большое количество произведений английских мастеров разными путями попадало в Россию. Екатерина II заказывала в Англии огромные, так называемые «наместнические сервизы», покупала в подарок своим фаворитам вазы и сервизы. В настоящее время в музеях СССР — в Эрмитаже и Оружейной палате — хранятся превосходные коллекции английского серебра.
Для того чтобы удовлетворить потребности в роскоши более широких слоев населения, создается так называемое шеффилдское серебро. В 1743 году в Шеффилде был найден способ сплавлять серебро с медью. Формы сосудов из Шеффилдского серебра следовали основным стилистическим направлениям и нередко отличались большим изяществом.