Германия

Серебрянные изделия Германии

кубок Наутилиус Наиболее значительным видом декоративного искусства Германии XVII века являлись ювелирные работы из серебра. Пережив блестящий расцвет в эпоху Возрождения, ювелирное искусство сохраняет в ряде случаев ренессансные формы вплоть до XVIII века, что объясняется консервативностью цехового устройства. А в церковной утвари начала XVII столетия можно еще встретить даже средневековые готические формы и декор.
В XVII столетии, как и в предыдущем, серебряным сосудам нередко придавались формы различных животных, птиц или заморских плодов. Особенно характерны «ананасные кубки», поверхность их украшалась напоминающими кожуру ананаса выпуклостями. Для фигурных кубков часто использовались заморские диковинки — кокосовые орехи, полые части бивней слонов и нарвалов, яйца страуса; из причудливых перламутровых раковин наутилусов делались декоративные сосуды в виде парусных корабликов, птиц и животных. Подобные изделия, имевшие характер раритетов — забавных редкостей, — заполняли «кунсткамеры» любителей, ставились на открытые полки буфетов и шкафов.
Аугсбург — центр ювелирного искусства Германии
Как и в XVI веке, основным центром ювелирного искусства остается Аугсбург. Здесь большой известностью пользовались мастера Иоганн Георг Ланг, Михаэль Хекель, Генрих Маннлих, Абрагам и Кристоф Дрентветт и Иоганн Килиан, сам рисовавший свои модели, тогда как большинство ювелиров заимствовали рисунки художников-орнаменталистов. Иоганн Конрад Шнелль искусно украшал сосуды позолотой и эмалью. Крупными художественными центрами были также Нюрнберг, Мюнхен, города Саксонии и Шлезвига.
Немецкие серебряных дел мастера издавна умели использовать декоративные возможности материала. Они необычайно искусно обрабатывали поверхность изделий, применяя позолоту и гравировку. В их произведениях превосходно воплотились характерные черты немецкого барокко — богатство лишенных сухости выразительных форм, отличающихся некоторой массивностью, сочность и декоративность очень своеобразных узоров. В начале XVII века, наряду с ранее бытовавшим ремешковым орнаментом, представлявшим собою переплетение завитков, все чаще встречаются растительные мотивы — реалистически трактованные крупные рельефные цветы, плоды и листья. Собранные в живописные группы и гирлянды, они украшают поверхность тарелок и больших блюд, солонок, кубков и кружек. К середине столетия ремешковый орнамент исчезает, его заменяют еще более причудливые узоры, так называемые хрящевидные (кнорпельверк) и напоминающие ушную раковину (ормушельверк).
XVIII век — распространие стиля роккоко
Период наивысшего расцвета немецкого серебряных дел мастерства закончился в XVII веке. Ренессансные формы и элементы декора в этой отрасли художественного ремесла продолжали существовать не только в XVII, но даже и в начале XVIII века, хотя в это время появляются художники-орнаменталисты, создающие узоры для ювелиров, в которых заметно влияние композиций Берена. Наряду с этим многие рисовальщики компонуют узоры из растительных завитков и арабесок. Формы развитого стиля рококо также постепенно получают все большее распространение, в чем можно убедиться на примере опубликованных в Аугсбурге рисунков Иоганна Баура для различных ювелирных изделий из серебра и золота.
Следует отметить, что и в XVIII веке значительным центром серебряных дел мастерства остается Аугсбург, где изготавливалось большое количество серебряных столешниц, рам для зеркал и картин, светильников и парадной посуды. Вещи эти украшали дворцы всех европейских стран. Особенно много заказов получали аугсбургские мастера из Пруссии. Но огромные серебряные сосуды и мебель, находившиеся в Берлинском дворце, были в подавляющем большинстве переплавлены во время Семилетней войны. Однако в некоторых музеях и частных собраниях сохранились столешницы, выполненные в технике выбивного рельефа по деревянной резной основе. В узорах, украшающих подобные изделия, до 1730 года преобладают арабески и растительные завитки, но позже появляется орнамент рокайль. Кроме Аугсбурга, продолжали функционировать серебряных дел мастерские Нюрнберга, Гамбурга, Страсбурга, Франкфурта-на-МаЙне.
Удешевление серебряного производства
Только в 1780-х годах в изделиях из серебра орнамент рокайль постепенно уступает место классицистическому. Стремление к удешевлению производства приводит к тому, что уникальные художественные вещи появляются все реже. Начинает сказываться и конкуренция со стороны английских, главным образом сравнительно дешевых шеффильдских изделий. В Аугсбурге, Нюрнберге, Мюнхене и других центрах еще продолжают работать многие мастера, но они ограничиваются изготовлением столового серебра, канделябров, туалетных приборов. Формы этих вещей отмечены простотой и строгостью античных образцов. Гладкая поверхность их сочетается с античным орнаментом. В Аугсбурге, как и в Англии, в конце XVIII века распространяется производство филигранных ажурных декоративных и бытовых сосудов.