Италия

Серебрянные изделия Италии

Итальянских ювелирных изделий XVII века и вещей из благородных металлов того периода дошло очень немного. Высокая ценность материала являлась причиной переплавки их на монету в периоды финансовых кризисов, переживаемых страной.
Кроме того, по мере изменения стилей, вышедшие из моды украшения и посуда часто переделывались. Но знакомство с ювелирным искусством Италии XVII века облегчается наличием гравированных сборников моделей художников-орнаменталистов, таких, как Полифило Джанкарли, Карло Джиамполи. Несмотря на то, что в Италии по-прежнему изготавливается еще много серебряной утвари, декоративных изделий и предметов культового назначения, эта отрасль художественного ремесла отстает от серебра северных стран, особенно Франции и Германии, и даже в значительной мере испытывает его влияние. Многие аугсбургские мастера, например, Рудольф Гааб и Иоганн Корманн, работали в Италии, оказывая несомненное воздействие на местных ювелиров. Но вместе с тем стремление к полихромным эффектам, типичное для итальянского барокко, сказалось и в ювелирном искусстве; на золотой и серебряной утвари можно нередко увидеть драгоценные камни.
Примером служит серебряный светильник, подаренный Венецианской республикой французской королеве Марии Медичи и хранящийся ныне в Лувре.
Особенности мелких серебряных ювелирных украшений
Характерные для стиля барокко выразительная профилировка форм, сочный рельефный орнамент проявились и в мелких ювелирных украшениях. Серьги, подвески, аграфы, пряжки и другие драгоценности, дополнявшие мужской и женский костюмы, компонуются из причудливо изогнутых акантовых листьев, волют и фантастических цветов, выполненных из золота, разноцветной эмали и ярких драгоценных камней или крупных, так называемых «барочных», жемчужин неправильной формы. Итальянские ювелиры с большим вкусом и колористическим чутьем подбирают сочетания цветов, умело используют и выявляют особенности того или иного материала.